Рождение, жизнь и песец!


Вот наиболее краткое описание того, как я решил построить свой первый тренер.


Постройка
Начну сразу с момента, когда уже началось воплощение мечты в реальность.
Перелистав в интернете целую кучу чертежей, из которых не попалось ни одного,
полностью удовлетворяющего мою прихоть, - решил строить по собственным чертежам.
геометрия горизонтального оперения (стаба) и крыла определялась тупым переносом
с масштабированием каког-то тренера. - Это единственное, что я скопировал с
постороннего чертежа.
Затем был куплен мотор. Т.к. боялся промахнуться с размерами носовой части фюза!
-Вместе с мотором (Китайский ASP .46 за 1968 рублей) было преобретено:
-бак на 190 мл - 56 рублей;
-две свечки - самые дешёвые КС2 по 52 рубля за штуку; -моторама 40-46 - 72 рубля;
-силиконовая трубка-топливопровод метровая (прозрачная) - за 90 руб.;
-несколько бальзовых пластин 5 и 6 мм (тоньше небыло) - на сумму примерно 350 рублей,
забрал две отложенные кому-то 1,5 пластины Бальзы!!! (Очень упрашивал продавца!)
-кок 52 мм за 56 руб.;
-по пропеллеру PRO 10х6 и 11х6 - 70 и 75 рублей соответственно;
-и три колеса 62 мм по 35 рублей.
Затем взялся за вычерчивание чертежей корпуса и хвостового оперения.

Фюзеляж


Фюзеляж рисовал такой, чтобы понравился внешне!!!
ну и естесственно, с учётом размеров мотора, моторамы и бака!
В итоге обводы корректировал прямо на листе бальзы!

Весь фюз - это четыре пластины 5-мм бальзы, склеенные эпоксидкой.
(Кстати весь самик склеен эпоксидкой, за исключением некоторых узлов, о которых ниже...)
Внутри всего 3 (три!!!) шпангоута. Моторный: 6-мм бальза склееннаая с 3-мм фанерой.
В нём прорезано круглое отверстие под крышку бачка (Звучит, как "Унитазный" - да ладно...)
Второй шпангоут - та же 6-мм бальза с накладкой в верхней части поперёк волокон из неё же!
Расположен на расстоянии передней кромки крыла.
В него входит штырь крепления крыльев. (Входит ...и выходит ...замечательно выходит! (с) ).

И третий шпангоут расположен на уровне задней кромки. (ничем не усилен).
К нему позже приклеен брусок 10-мм бальзы под шурупы крепления крыла (Будь он неладен!)

Моторный шпангоут сразу установлен с выкосом 1,5 градуса вправо и 2,5 вниз.
Вовремя сообразил, что для того, чтобы центр посадочной шайбы под винт был
расположен по центру, нужно мотораму сместить влево (взгляд из "кабины" самолёта)
В результате неожиданно обнаружился один плюс! Стало больше места под тягу "газа"!
Бак, при затяжке болтика в его крышке, прочно фиксировался в отверстии шпангоута!
(Но поролоном я его всё равно прокладывал).
Два "плюса": Не нужно мудрить с креплением и герметезация всего отсека.

Оперение


На тренерах вполне хватает и двух досок, поставленных перпендикулярно.
С этим никто не спорит.
Но по номограмме, присутствующей в одной из статей для новичков на этом сайте,
мне показалось что устойчивости как-то маловато, хотя и влез в нужные границы,
Но как-то на самой этой границе и оказался. (Странно, не правда-ли? Ведь как раз
все размерения горизонтальных поверхностей и их взаимное положение были
взяты с вроде как удачного чертежа... ???).
И в качестве одного из метода повышения устойчивости был предложен использовать
на стабе симметричный профиль около 12%.
Написано - сделано!
Тем более этот момент привлёк меня ещё одним аргументом:
Я ещё ни разу не собирал кесонное крыло (с зашитым лобиком),
Вот и решил потренироваться на стабилизаторе.
Был взят из базы симметричный профиль NACA 00хх - относительной толщиной 12%.
Простейший чертёжик в Кореле, нарезанные канцелярским (или офисным?) ножом
бальзовые рейки, и с огромнейшим (по неопытности) трудом вырезанные семь нервюр, -
вот и всё е приготовления для тонкой работы! :)
В качестве стапеля использовал старое зеркало, пылящееся в прихожей за шкафом.
(В смысле не со стороны зеркала, а со стороны доски, к которому оно крепится).

Руль высоты (как и руль направления) - две склеенные пластины бальзы, толщиной 5 мм,
Сошкуренные до обводов профиля.

С килем решил не мудрить, и максимально упростил его!
К тому же с ним уже успел намучится, когда пытался на чертеже сотворить
что-то красивое! Чертёж в том месте протёрт до дыр!
В результате площадь его вышла несколько больше чем по справочнику,
но зато мне нравится его форма!

Побывав снова в магазине, приобрёл:
-12 шарниров по 2 рубля каждый (по 2 на каждый руль высоты и руль направления,
и по три на элероны);
-10 пластмассовых наконечников на тяги по 2 рубля за штучку;
-Две пары кабанчиков (всего четыре) с креплениями - за все (не помню по чём) примерно 150 рублей;
-Тонких листов бальзы и плёнку для обтяжки по прежнему ещё не подвезли (из Китая);
-Зато привезли Топливо! Взял два литра в бутылку из-под бон-аквы (наклеил на неё
скотчем бумажку с надписью "Метанол - яд!". Но всё же если покупаете топливо на развес,
то всё же подготавливайте для него технические ёмкости! Целее будете!).
Топливо разводили в моём присутствии - 80% метанола и 20% касторки (т.е. стандартное) -
По 100 рублей за литр.

Обкатка двигателя


Имея в наличии топливо (свежачок!) самое время обкатать движку!
Погода, правда, была другого мнения на этот счёт, но... движка на даче! топливо там же!
Вырезал из куска деревяшки импровизированную мотораму.
Примотал к ней резинками бак, не забыв подложить под него кусок какой-то пористой
фигни белого цвета. В качестве тяги - кусок проволки с буквой "Зю" на конце!
Эту проволку для фиксации положения пропустил через резиновые кольца крепления бака.
В качестве накала два куска провода, пальчиковый аккумулятор от фотика, и жена,
которая скрепляла всё это воедино!

Холодный двигатель почему-то не хотел подавать признаков жизни.
Небыло даже не одной вспышки. (Почему?)
После небольшого прогрева его в доме на печке! моторчик завёлся С ПЕРВОГО рывка с руки!
Изначально никаких изменений положений игл не делал. Как после замерил,
большая игла была откручена на 2,5 оборота.
Движок целый бак отработал на супер-богатой смеси. Из глушака буквально
вылезала слизь. На перемещение заслонки реагировал едва заметно. При полностью открытой
обороты были совсем не на много больше чем при почти закрытой.
Лишь на последней капле топлива мотор выдал ТАКИХ оборотов - ОХО-ХО!!!
Тогда я догадался! что смесь уж больно черезчур богатенькая.
Налил второй бак (Кстати в роли помпы - один из кучи флаконов, что у жены в коробках
для окрашивания волос. У него тонкий оттянутый наконечник, закрывающийся колпачком).
И на втором баке я стал понемногу закручивать иглу большого газа.
Мотор показал приличные обороты. Замерить было нечем :(
На этом я порешил, что обкатка пройдена.
После (когда я полностью разобрал мотор для промывки) я открыл для себя,
что игла ХХ, это вовсе не та игла, о которой я думал изначально!
А болт крепления и ограничения хода цилиндрической заслонки, это не тот болт, о котором я думал.
И есстественно не запомнил положения иглы ХХ.

Крыло


Нервюры сделаны из остатков бальзовых пластин 5 и 6 мм. Так как почти во всех чертежах
указана толщина 3 мм, то решено было делать в нервюрах окна облегчения (не беритесь за это дело!!!)
Размах планировался 1,5 метра плюс пенопластовые законцовки по 2,5 см.
Но чё-то как-то лень стало с пенопластом ковыряться, и я увеличил разнос между крайними
нервюрами до 1550 мм. Нижняя полка лонжерона из сосны (наверное), а остальное всё из бальзы.

После очередного похода в магазин наконец-то приобрёл!!!:
-бальзу 1,5 мм - 4 листа по 45 рублей;
-бальзу 100 мм на элероны (цельнобальзовые) за 100 руб;
-плёнку (названия не знаю) китайская с сеточкой на клеевой стороне. 2 метра синей и 3 метра белой.
Плёнка по 150 рублей за метр. Очень легко обтягивалось ей! Я доволен этой плёнкой.
После обтяжки всего самолёта осталось куча кусков синей плёнки и большой кусок белой.

Элерон по всему размаху. Так нервюры легче делать - все одинаковые.
Крыло до лонжерона зашито бальзой (Всю зашивку далал на циакрине).

Между корневыми нервюрами зашивка полностью. Сверху 1,5 мм, а снизу 5 мм, т.к. крыло
этим местом ложится на фюз. Корневые нервюры установлены под углом 92 градуса,
что даёт V равное 4 градусам.

Место под сервы предусмотренны прямо по центру каждой консоли. А на нижней поверхности крыла,
возле корневой нервюры сделано овальное отверстие для выхода проводов от серв элеронов.

Вырезал прямоугольное отверстие под фанерную фигню (не знаю как назвать), которая вклеивается
в оба крыла, чтобы оно ненароком не развалилось в воздухе.

Аппаратура


Наконец приобрёл аппаратуру. Про неё рассказывать здесь не имеет смысла. Только вкратце:

Futaba 6Xsuper. Шестиканальный компьютер. Касаемо самолётной его части:
Из микшеров, само собой, микшер флаперонов. Плюс к этому замесил "газ" на руль высоты -
при работе газом вверх - руль идёт вниз на 3%, газ вниз - руль 0%.
на последних своих полётах активно использовал, мне показалось удобно.
Ещё замесил тумблер пятого канала на глушение мотора, но так и не использовал. Глушил триммером.
На тумблер воздушного тормоза поставил закрылки вниз на -30%, а РВ для компенсации кабрирования
вниз на 10%. После нескольких полётов поставил РВ в 0%, т.к. при большой скорости самолёт,
т.е. там где эта функция не нужна самолёт с включением тумблера продолжает лететь ровно,
а на посадке активно опускает нос! А с нулём для РВ - всё нормально! Скорость очень маленькая.
Всего лишь раз завалил. - Передержал на посадке.
На посадке пользовался двойными расходами (которые на самом деле не двойные по величине, а
процентов на 30 больше чем обычные. Исключение РН - там я поставил 90 и 100 при D/R).
Хотя двойные расходы скорее использовал для подстраховки. Самолёт и на обычных хорошо
управлялся на посадке, а на старте так и не воспользовался ими.
по расходам элеронов выставил сразу небольшой дифференциал. На обычных расходах -
вверх 18 градусов, вниз 15. Летал ровненько. Только я так и не успел определить из-за
этого-ли? Или может он сам по себе ровно так летает (летал)?
Чем я НИ РАЗУ так и не воспользовался, так это РН. Не энаю, не пригодился он как-то...
Кстати! Не знаю как Вы к этому отнесётесь, но я очень горд за себя, что мне НЕ пришлось
триммировать абсолютно НИЧЕГО!!! Просто приятно. Самолёт отпускал по прямой
на достаточно большие расстояния, и он при этом летел ровно, даже при ветре.
Хотя в последний день его жизни ветерок был приличный, но наверное всё же больше неровный,
чем сильный. Из-за этого на посадке крылом зацепил куст... Дальше в конце статьи!!!
Стоимость ппаратуры - 9100 рублей за полный комплект с четырьмя сервами,
плюс ещё одна такая же серво-машинка за 450 рублей.

Обтяжка


Как я выяснил для себя, это оказалось самым приятным моментом в постройке самолёта!
Самый творчески богатый процесс!!! Я до самого последнего лоскутка не знал как
будет выглядеть мой самолёт! Все недочёты для себя учёл на будущее. В основном по мелочи.
Из крупного пожалуй только это: когда начинаете натягивать плёнку на крыле возле
концевых нервюр, не опускайте утюг на саму нервюру. Плёнка, которая уже приклеилась, от
тепла снова отклеивается и немного сползает. На нижней поверхности я это обнаружил,
а на верхней уже не допустил! Кстати, утюг самый обычный - бытовой!
Вот весь процесс: (коментарии излишни)









Окончательная доводка


Размещение внутренностей:

Борт со стороны выключателя бортового питания и разъёма накала свечи.
Мне показалось дешевле купить по три рубля за штекер и гнездо "тюльпан",
чем раскошеливаться на цангу. А по удобству вполне!
И нет риска что в пропеллер что-нибудь отскочит!

Центровка - ответственный момент!
Догрузил болтом М8 (рядом с баком, в поролоне закопал - не видно).
И на крыле шесть рублей на двухсторонний скотч приклеил!

В МТС плохо о своих абонентах подумали! Шнурок длинноват для пульта оказался!
Накал для свечи - из обрезка китайской гардины!
И мною придуманный узел крепления передней
стойки шасси! Без единого шурупа! (Хотя, наверное, не помешало бы шурупчик туда загнать!)

Общий вид самолёта:

Вид сбоку и способ установки расходов (остальные управляющие поверхности аналогично).

Долгожданный Первый полёт!


Не комментирую. Просто наслаждайтесь фотками! :)




После первого полёта было совершено около десятка полётов.
В целом весьма удачных! Из аварий только сорванное крыло.
Да, чуть не забыл. В магазине нету полиэтиленовых болтов крепления,
поэтому крыло закрепил обычными саморезами (четвёркой с широкой шляпкой).
После каждого срыва крыла проливал резьбу циакрином, лишь иногда
засовывая туда щепки. За это и поплатился!

И, наконец, последний полёт.


Предпоследний полёт был очень удачным. Красоту картины портил лишь порывистый
ветер. Из-за него (наверное) я чуть промазал с посадкой, и зацепил придорожный куст.
В очередной раз сорвало крыло. Я привычным движением руки налил немного циакрина
в уже весьма раздолбанные отверстия и поставил крыло на место.
И тут было предзнаменование (я так думаю). Я во время этого предпоследнего полёта
наступил на штекер накалки, и смял его.
И когда самолёт был готов к своему, как оказалось, последнему полёту,
подключая накал, я не смог подсоединить штекер!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Нафига я пошёл за плоскогубцами????????
На втором круге, примерно на высоте 100 метров крыло отрывается,
и самолёт ракетой "Воздух-земля" несётся вниз (заглушить успел).
Крыло около минуты (по ощущениям) вращаясь плавно опускалось на Землю-Матушку!



Крыло абсолютно целое (даже без царапин). На удивление целое хвостовое оперение!
Движок разобрал. Кроме отломанных рёбер радиатора и лапок крепления двигателя к мотораме
меня пугает маленькая трещина в районе болтика крепления карба.
Карбюратор несколько смяло и выдрало из него иглу большого газа (нашёл её, но от этого не легче).
Вал вроде ровный. И пара как с нуля! Глушитель сорвало (оторвались болты), но сам он целый.
Мотораму всю порвало, что живого места нету. Бак проткнут скорее всего ею.
За фюзеляж абсолютно не переживаю!
А вот за приёмник переживаю очень сильно. Хоть он и остался внутри поролонового куба,
но подавать признаки жизни отказывается. Замерял параметры выходного сигнала с платы приёмника
с кварцем и без, - одинаково. С кварцем из передатчика - амплитуда многократно возрастает.
(Я знаю что этот кварц по-любому к приёмнику не подойдёт, но проверить другого нету.
Нужно собраться в магазин съездить, там посмотреть. Очень надеюсь что всё же дело
в кварце, иначе снова кучу бабок выкладывать придётся.
Но САМОЕ необычное что произошло (попахивает мистикой) -
на поле, на котором я летал, на ЭТОМ квадратном метре, куда упал самолёт я нашёл вот это:

Т.е. ещё один сломанный винт только меньшего размера! Уже когда уехал с поля, подумал,
что может там всё поле усеяно обломками самолётов... Но за всё время сколько
я живу во Владивостоке, я ещё ни разу не видел чтобы хоть на одном из близжайших полей
появилось хоть что-то похожее на самолёт.... Странно......

Вот так. Надеюсь кому-то из Вас эта статья будет полезной. :)

С Уважением, Алексей-Кома (Тишков Алексей).27.07.06


Используются технологии uCoz